Сейчас можно встретить в продаже десятки различных типов аккумуляторов .
Мы, особенно спортсмены - ветераны привыкли эксплуатировать старые советские аккумуляторы такие как 7Д-0115, Д-026, Д-045, крайне неприхотливые в обращении.
Часто случается, что купив новый аккумулятор и немного им попользовавшись мы замечаем, что он перестаёт работать, теряет ёмкость.
Оказывается существует несколько разных типов аккумуляторов, которые имеют свои особенности и даже в пределах одного типа разные фирмы делают аккумуляторы с разными параметрами. Все они требуют разных правил эксплуатации.
Рассмотрим основные типы аккумуляторов применяемых в приёмниках и передатчиках-"лисах".

В первую очередь Ni-Cd -никель кадмиевые. В отличае от советских, новые лучше заряжать большим током ( 0,3-1С, С-емкость аккумулятора) и разряжать полностью (до напряжения 1,1 вольта на элемент). Для никель-кадмиевых батарей крайне необходим полный периодический разряд: если его не делать, на пластинах элементов формируются крупные кристаллы, существенно снижающие их емкость (так называемый "эффект памяти").
Число циклов заряд/разряд: при правильной эксплуатации может быть более 1000 циклов. Если в зарядном устройстве не предусмотрена функция разряда, то обязательно соберите отдельное разрядное устройство.
Признаком полного заряда Ni-Cd  аккумулятора три токах больше 0.3С  может служить спад нарастания напряжения и нагревание корпуса аккумулятора.
Никель-металлгидридные аккумуляторные батареи.
Фирмы производители пишут, что в  Ni-MH батареях нет эффекта памяти, тем не менее он присутствует, хотя значительно слабее выражен.
Никель-металлгидридные аккумуляторные батареи тоже периодически требуют профилактического полного разряда с последующим полным зарядом.
Ресурс работы Ni-MH батарей ниже чем у Ni-Cd
Емкость снижается уже после 200-300 циклов заряд/разряд. При эксплуатации более предпочтителен частичный разряд, нежели полный.  Существенно снижает ресурс работы разрядка Ni-MH аккумуляторов токами больше 0,5С. 
Как и никель-кадмиевым, никель-металлгидридным аккумуляторным батареям присущ высокий саморазряд. Если никель-кадмиевые батареи теряют 10 % своей емкости в первые 24 часа после заряда, которая затем снижается примерно на 10 % каждый месяц, то никель-металлгидридные батареи теряют за такое же время в 1,5 раза большую емкость. Интерес представляют  Ni-MH аккумуляторы GP Recyko с низким саморазрядом - около 15 % за год.
Для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей лучше всего применять метод скоростного заряда. Нормальный (медленный) заряд приводит к кристаллизации элементов батареи, что снижает их емкость и срок службы.
У Ni-MH аккумуляторов падение напряжения после полного заряда значительно слабее, чем у Ni-Cd, поэтому создание автоматического устройства зарядки значительно сложнее. Напряжение, при котором достигается полная зарядка может быть различным у разных аккумуляторов. Единственный полностью достоверный параметр - нагревание батареи (при токах зарядки больше 0,5С).
Существенно снижают ресурс работы любых батарей их перезарядка или разряд ниже 1вольта на элемент.
Правильная зарядка современных аккумуляторов- довольно сложный процесс, поэтому простые универсальные устройства (другой фирмы,чем аккумулятор) часто дают плохие результаты. 

Свицово-кислотные (гелевые) батареи можно применять для питания передатчиков, однако они значительно тяжелее и крупнее описанных выше.
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи до сих пор остаются самыми надежными, долговечными и не требующими высоких эксплуатационных затрат химическими источниками тока.
В отличие от никель-кадмиевых свинцово-кислотные батареи не любят глубоких циклов заряд/разряд. Они всегда должны храниться в заряженном состоянии,в противном случае происходит сульфатация пластин, что приводит к потере ёмкости.
Заряжать эти аккумуляторы быстро, как Ni-Cd нельзя, время зарядки  свинцово-кислотных батарей составляет 12-16 часов током 0,1С. Алгоритм зарядки более простой и совсем другой. Можно использовать отключение зарядного устройства при превышении определённого напряжения (15 вольт на 12 вольтовой батарее). Очень часто для зарядки этих аккумуляторов применяют зарядку фиксированным напряжением - 14В для 12 вольтовой батареи, аккумулятор немного недозаряжается, но при этом можно не бояться его перезарядить (так работает зарядка практически в каждом автомобиле). Более сложные алгоритмы дают более быструю и полную зарядку.

Безусловно лучше всех литий-ионные аккумуляторы.У них самая высокая удельная энергоёмкость, отсутствует эффект памяти, отличные нагрузочные характеристики, не требуются контрольно-тренировочные циклы заряд-разряд, очень маленький саморазряд. К недостаткам можно отнести быстрое старение даже если батарея не работала, об этом часто умалчивают фирмы производители, аккумуляторы без контроллера очень легко выходят из строя при перезарядке или разряде ниже 3 вольт. Каждая батарея имеет встроенные схемы защиты, термодатчики, подчас микросхемы-контроллеры. Незнание начинки батареи может серьёзно ограничить её применение в "охотничьей" аппаратуре. Один из простых способов зарядки- зарядка фиксированным напряжением 4.2 вольта  на элемент. Стандартный алгоритм зарядки Li-ion, если напряжение меньше 3.3в- зарядка малым током 20-50 ма до напряжения 3.3 в,затем зарядка током 0.3-1С(С-ёмкость аккумулятора) до напряжения 4.2 вольта, после зарядка фиксированным напряжением 4.2 вольта до тех пор, пока ток зарядки не упадет до 30 ма. При последовательном соединении быстро, после нескольких циклов заряд- разряд наступает разбаланс в степени зарядки. Батареи из нескольких Li-ion аккумуляторов требуют раздельной зарядки каждого или специальных устройств - балансиров.

Несколько перезарядок допускают алкалиновые батарейки, главное условие-нельзя допускать их разряд более чем наполовину и ток разряда не должен быть большим.
Несложное автоматическое зарядное устройство для Ni-Cd  и Ni-MH батарей может быть собрано на микросхеме МАХ713, а самое совершенное на bq2004.
Следует отметить, что фирмы часто завышают параметры своих изделий, так даже после нескольких тренировочных циклов аккумулятор не набирает заявленной ёмкости.

Из моей практики, очень быстро теряют ёмкость Ni-MH аккумуляторы Vipow, Енергiя,  GP существенно долговечнее.
Из Li-ion неоригинальных от мобильных телефонов, польские  хуже китайских, но и китайские часто имеют ёмкость в половину меньше заявленной.
Аккумуляторы со встроенными контроллерами как правило бывают качественнее простых.
Рекорд показал попавший мне в руки Li-ion аккумулятор Bailong-18650 при заявленных 4200 ма/ч реально имел ёмкость около 700 ма/ч.

Данная заметка составлена на основе  книги Д.А.Хрусталёва Аккумуляторы М.2003.
Бирюков Н.В.

Кратко об аккумуляторах.
Hosted by uCoz